"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через нетрадиционные техники рисования"
В последние годы вопрос развития речи детей является наиболее актуальным в дошкольной педагогике.Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Все чаще в своей работе воспитатели замечают, что количество детей, имеющих низкий уровень речевого развития неуклонно растет. У детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста, недостаточно развита активная речь. Они не сопровождают речью игровые и бытовые действия, а в общении со сверстниками используют невербальные средства общения.
Меня, как педагога, всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка?
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому одним из «практических» ответов на этот вопрос для меня стало развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Чем же заинтересовать малыша, чтобы ему было интересно и приносило максимум пользы? Конечно, ни для кого не секрет, что все дети любят рисовать.
Сама изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память и мыслительные операции.
Проанализировав авторские разработки (И. А. Лыкова), а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я пришла к выводу, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством всестороннего развития детей, в том числе речевого.
Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.
Сколько вокруг ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.) - все это можно использовать в рисовании. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Детям предоставляется возможность экспериментировать: все необычное привлекает и заставляет детей удивляться; они задают вопросы педагогу, друг другу; обогащается и активизируется их словарный запас, развивается диалогическая речь.
В процессе совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста использую такие виды рисования, как:
- рисование пальчиками, ладошкой;
- рисование штампами;
- рисование пробками ( от пластиковой бутылки, зубной пасты, пакетов молока и др);
- рисование ватными палочками (нарисуй силуэт овощей или фруктов, снег, звездочки и др.)
- рисование губкой,
- тычок полусухой жёсткой кистью,
- рисование смятой бумагой,
-рисование коктейльными трубочками, пластиковой вилкой и втулками от туалетной бумаги.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, целью которых - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
За счет использования различных изобразительных материалов и новых технических приемов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для развития мелкой моторики руки.
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью.
Первый - включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша. На этом этапе я использую: чистоговорки, потешки, прибаутки, загадки, рассказывание сказок, слушание русских народных песен.
Особенностью построения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик, подобранных к определённой теме занятия и непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.
Например:
ПЕЧАТКИ (морковь) |
Погрозить пальчиком правой руки |
ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ Ватной палочкой играем, |
Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку. |
ГУБКА |
Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха. |
КОКТЕЙЛЬНАЯ ТРУБОЧКА |
Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание. |
ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК И ладошки рисуют у нас. Рисунок просто высший класс. |
Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук. Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой. |
МЯТАЯ БУМАГА |
Сминать листок бумаги. Имитация тычкования получившимся бумажным шариком на ладони ведущей руки. |
Все это помогает создать атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствует развитию детской инициативы, самостоятельности. Создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать. Используя слова, обозначающие свойства, качества материала, а также способов действия с ним, у детей расширяются представления о предметном окружении, обогащается пассивный и активный словарь.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи: развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Например, создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксография), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику.
Самый важный этап изобразительной деятельности - анализ детского рисунка. Результат не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, стараюсь корректировать его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Совместное рассматривание детских рисунков предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта, организацию словесного коллективного творчества; обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействия, отвечать на высказывания, рассуждать, и аргументировать.
Особую радость дети получают от совместного творчества. Именно коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают трудности в общении с другими детьми, быстрее преодолеть свою замкнутость, неуверенность, нерешительность, стеснительность.
Совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают.
Еще один увлекательный способ нетрадиционного рисования – рисование на крупах, таких как - гречка, рис, пшено, сечка, манка. Этот способ рисования я использую в индивидуальной работе с детьми. Насыпав на поднос крупу тонким слоем, я показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов.
Я пришла к выводу, что используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, можно решить целый комплекс задач речевого развития дошкольников:
− активизация и расширение словарного запаса;
− развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;
− стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);
− развитие наглядно-образного мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);
− развитие мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;
− интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.
Подводя итоги своей работы, я отметила положительную динамику развития мелкой моторики воспитанников: пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, исчезла скованность движений. У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более четкой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.
А самая большая радость для нас - педагогов, когда мы слышим от наших воспитанников вопросы: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, детям, понравился процесс рисования, и они хотят продолжения этой деятельности. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.